Кружева барокко и романтический орган — в невероятное органное приключение приглашает одна из самых ярких органисток нового поколения Мария Гаврилюк. Органная музыка Нидерландов, Германии, Франции и Италии, охватывающая несколько веков, предстанет во всем своем многообразии — от раннего барокко до смелых поисков XX столетия.
Концерт откроет самое топовое органное сочинение — Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства охватил все существовавшие в его эпоху жанры, кроме оперы. Еще один грандиозный баховский цикл — «Дорийская» токката и фуга, получивший свое название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад. В сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций струнных концертов солнечного венецианца.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель, прославившийся еще при жизни, обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Выдающийся нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем, а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — легендарные основатели северогерманской органной школы.
«Симфонический» орган представлен сочинениями Александра Гильмана и Мориса Дюрюфле Александр Гильман — выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Основная часть его органных сочинений собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях».
«Последний французский романтик» Морис Дюрюфле прославился как самобытный композитор, виртуозный органист и прекрасный импровизатор. Он был первым исполнителем Шестой органной симфонии своего великого учителя Луи Вьерна, а также Концерта для органа с оркестром Франсиса Пуленка.
Итальянский гость вечера Джованни Моранди — один из самых ярких и самобытных композитором первой половины XIX века, писавших для органа. Он был одним из первых наставников великого Джоаккино Россини.
Фестивальная токката британского композитора Перси Флетчера станет блистательным финалом этого музыкального празднества, возведя музыкальную арку от времен Баха до эклектики XX столетия.
Кружева барокко и романтический орган — только шедевры!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации на Mein junges Leben hat ein End
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор «Дорийская» BWV 538
Джованни Моранди (1777–1856) Elevazione из сонаты для органа
Александр Гильман (1837–1911) Финал сонаты № 1 ре минор
Морис Дюрюфле (1902–1986) Chant donne
Перси Флетчер (1879–1932) Праздничная токката
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Мария Гаврилюк, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.