Дмитрий Шишкин, фортепиано
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижёр — Валерий Полянский
Концертный жанр привлекал внимание Моцарта на протяжении всего творческого пути. В период с 1767 по 1791 год им было создано множество концертов для различных инструментов, но особое место в этом списке занимают 27 концертов для фортепиано с оркестром. Этот жанр именно в творчестве Моцарта приобрёл свой классический вид. Композитор сумел объединить фортепианную и оркестровую партии в идеально уравновешенном диалоге. Закрепляется трёхчастное строение цикла с энергичной первой частью, напевно-лирической второй и быстрым рондо в финале.
Цикл «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича — необычное произведение. Это не традиционные романсы, а живые драматические сценки в традициях Даргомыжского и Мусоргского. Тексты для своего цикла композитор взял из книги, содержавшей переводы еврейских народных песен, выполненные советскими поэтами.
Содержание Одиннадцатой симфонии «1905 год» связано с событиями первой русской революции. Название имеет не только вся симфония, но и каждая из четырёх частей: «Дворцовая площадь», «9-е января», «Вечная память», «Набат». Необычно то, что в произведении преобладает не авторский тематизм, а темы революционных и тюремных песен: «Слушай!», «Арестант» — в первой части; «Вы жертвою пали» — в третьей; «Беснуйтесь, тираны!» и «Варшавянка» — в четвёртой. Также использованы две автоцитаты — из хоровой поэмы «9-е января». Музыка симфонии создаёт зримые образы народной трагедии, события как будто разворачиваются у нас на глазах, порождая ощущение сопричастности.
Программа:
I отделение
Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор, KV 488
Шостакович
«Из еврейской народной поэзии», вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, op. 79
II отделение
Шостакович
Симфония № 11 («1905 год») соль минор, op. 103
В программе возможны изменения
Продолжительность: I отделение — 50 мин, II отделение — 60 мин